Встречи




Орехов - мой любимый гитарист. Я был знаком с ним. Мне посчастливилось попасть на его концерт в Омске, в музыкальной школе №8 , в которой я на тот момент работал. Удивительно, но приезд лучшего гитариста семиструнника 20го века!!! никак не афишировался и если бы я не работал именно в восьмой музыкальной школе, то так бы и не узнал о приезде Орехова в Омск.

После концерта мы продолжили общение в гостинице "Омск". В гостинице он нам играл. Это было гораздо круче, чем концерт. Во время исполнения его обработки песни "Дружба" я заплакал. Я Орехову тоже понравился. Он всё время говорил мне: "Сашенька, пойдём покурим." Мне потом даже московские гитаристы завидовали. Они сказали: "Раз Орехов стал вам играть, значит увидел в вас музыкантов." Я его называл дядей Серёжей и запомнил татуировку на руке - буква "С" между большим и указательным пальцем. Мой приятель Володя сказал маэстро: "Мы с Сашей под Вашу пластинку 100 рублей пропили (по тем временам немалые деньги), жена меня стала ругать, а когда узнала, под что мы пропили, простила."

Мне всегда хотелось написать хоть одну вариацию в стиле Орехова и один раз у меня как мне кажется получилось. Эта вариация вошла в аккомпанирующую гитарную партию романса "Бубенцы".

Как-то я разговорился с известным бардом Владимиром Туриянским. Зашла речь об Орехове. Он оказывается был с ним хорошо знаком и даже аккомпанировал ему. Говорил, что когда Орехов играл Чардаш Монти, Туриянский еле за ним поспевал. Ещё рассказывал, что цыгане за ним по пятам ходили - так ценили его мастерство, но это я и раньше знал. Ещё давно московский гитарист Владимир Солохутдинов уверял, что подвыпившего Орехова к нему привезли цыгане во главе с Дафуней Вишневским и пытались искупать Орехова в ванне с шампанским. Туриянский вчера подтвердил историю кончины Орехова. Это было на студии звукозаписи. Уже после записи Орехов встал и со словами: "Я всё сыграл" рухнул на пол. Настоящие артисты часто умирают на сцене.

У меня ещё есть редкие ноты Орехова, его обработка песни "Что так сердце растревожилось" . Мне их дал 82-х летний гитарист-семиструнник Борис Петрухин, автор школы инры на гитаре и педагог, который в Ростове на Дону 40 лет преподавал гитару и был хорошо знаком с Ореховым. Я услышал как он играет эти вариации и спросил: "Чьи это такие красивые вариации? Когда он сказал, что ореховские я понял, что по другому и быть не могло.

А сейчас постараюсь рассказать о встрече с Ореховым более подробно. в деталях.

Когда я увидел прийдя на работу в школу №8 я глазам своим не поверил. Там было объявление о выступлении Сергея Орехова. Я уже на тот момент хорошо был знаком с московским гитаристом-виртуозом Михаилом Медведевым из цыганского ансамбля "Джанг", исполнителем обработок Орехова и большим его поклонником. Я сообщил о концерте омскому гитаристу Владимиру Хорзову, с которым мы на тот момент вместе играли. Мы взяли с собой на всякий случай четыре бутылки водки и отправились на концерт. Я подошёл к Орехову до концерта, но в этом была моя ошибка.
Нельзя артистов беспокоить перед выступлением. Он сказал раздражённо: "После, всё после концерта." После концерта я пригласил его с аккомпаниатором Перфильевым к себе в гости, но водитель микроавтобуса отказался ехать на левый берег. Тогда концертантам пришлось пригласить нас в номер гостиницы "Омск". Когда Перфильев увидел в нашем дипломате 4 бутылки, он сказал: "Кошмар!" Перфильев ещё увлекался шахматами, а это плохо совмещается с алкоголем. Конечно, мы не просили маэстро поиграть, Это было бы большой наглостью с нашей стороны! Но в ходе общения мастер понял, что мы настоящие любители гитары и стал играть. Это было незабываемо. Я даже подумал: "Очутись я сейчас в номере с группой Битлс, я не был бы так очарован". Когда слушаешь игру Орехова вот так вот рядом вживую - эффект потрясающий. Когда я попросил его исполнить вариации на тему песни "Дружба", которую я слышал в Москве в записях у одного семиструнника и которая мне очень нравилась. Орехов удивился : "А откуда ты её слышал?" И заиграл. И что удивительно, ведь сама песня "Дружба" имеет замечательные слова: "Давай пожмём друг другу руки и в дальний путь на долгие года." Так вот когда играл Орехов, то слов естественно не было, но это была такая выразительная игра, казалось, что гитара с тобой разговаривает. Я впал в какую-тот прострацию. Никогда музыка не производила на меня такого сильного впечатления. Я заплакал. Уже потом мой друг Володя Хорзов мне говорит: "Ты что думаешь мне не хотелось заплакать? Просто, если бы я ещё заплакал, то Орехов бы подумал, что мы перепились." Орехов иногда комментировал свою игру. Он, например, играя "Ночь светла" говорил: "Последняя вариация должна быть виртуозной!“ Ещё про аккомпанемент, кажется, к "Шару голубому" он сказал, что доминантсептаккорд надо брать раньше, чем обычно он берётся. Перфильев возразил, что с точки зрения какой-то там теории (у Перфильева в отличие от Орехова было законченое муз. образование, а Орехов говорил: "Когда учиться? Mне работать надо было"). Орехов засмеялся и сказал: «Всё равно, так правильнее». Потом Орехов предложил мне взять его гитару. Я боялся брать её в руки, но Орехов говорит: "Да ты подержи, подержи её" Я всё же взял гитару, она была с двойной декой и год изготовления был указан - конец 19-го века. На прощание Орехов поцеловал меня в левую щёку. Когда мы примерно в час ночи выходили из гостиницы, мой приятель сказал: "Саша я могу забыть как тебя зовут, я могу забыть как зовут мою жену, но этот вечер я не забуду никогда. Я согласился.

Барановский Александр


Об авторе:

Учился я в Сибади, в Пединституте и в культпросветучилище. Все три заведения благополучно закончил, получив специальности - инженер строитель смостов и тоннелей, преподаватель математики и физики, руководитель оркестра народных инструментов. Про учёбу по гитаре отдельнвя тема. С 1973года начал брать частные уроки игры на гитаре и Александра Виницкого. С 1977 года в Новосибирске в вечерней музыкальной школе у ученика Иванова-Крамского - Александра Константиновича Орлова - заведующего кафедрой народных инструментов в музучилище и лучшего Новосибирского гитариста на тот момент - сделавшего Новосибирск - гитарным городом - я сужу по распостранённости гитары. по наличию ансамблей гитаристов, по наличию гитарных отделений как в училище, так и в консерватории. Одновременно играл в ансамбле гитаристов у Калинина в ДК имени Чкалова. (Сейчас Калинин - автор хрестоматий по гитаре, сольных и ансамблевых обработок для гитары. С 1979года начал преподавать гитару в Новосибирске (ДК им. Кирова) А затем в Омске - В Доме Учителя, затем в ДК Рубин, затем 20 лет в ДК Лобкова. Параллельно преподавал в муз школе № 8, №15, №2, №17, где мне был присвоен 12 разряд, а также преподавал в ДК Кировского района, в Октябрьском и лЛенинском Доме творчества, в Либеров центре и различных мелких клуах. Работал аккомпаниатором в ДК Кировского района в течении 15 лет. Также аккомпанировал солистам омского музыкального театра - заслуженным артистам Галине Чирковой и Валерию Грачунову. С 1986 года вёл ансамбль гитаристов в ДК им. Лобкова, а затем и инструментальный ансамбль. С учащимися омского музучилища Андреем Дедык (скрипка) и вокалистами Татьяной Харечко, Светланой Киселёвой создал ансамбль "Ривьера" в середине 90-х Света Киселёва заняла первое место на вокальном городском конкурсе в градации до 20 лет. Сейчас Светлана Киселёва поёт в Италии, а Татьяна Харечко ведущая солистка омской филармонии. Андрей Дедык играет в настоящее время в известном омском коллективе "Ночной визит". Также аккомпанировал бывшим солистам Омского хора Наталье Селянко и Михаилу Краснобаеву. Играл в течении 15 лет на домре в оркестре народных инструментов при ДК им. Баранова.
С 1981 года начал давать лекции-концерты от общества "Знание" сначала с балалаечником, а затем самостоятельно, пройдя последовательно ступени - от районного, городского, областного с программой "С гитарой о гитаре". Сотрудничал с концертной организацией "Праздник", а затем с созданным мной ансамблем "Верные друзья" от Международной Балтийской компании "Даугава" - имею видеозапись сделанную на омском телевидении этого коллектива.
В Дюссельдорфе создал ансамбль "Верные друзья" - в составе Ольга Иохим и Александр Гафт - имеются газетные статьи о коллективе с фотографиями в немецких газетах. В настоящий момент работаю с певицей Аллой Асвиян - лауреатом конкурса "Полифония", проводимом в Дюйсбурге. Имеится также статья в немецкой газете (г. Билефельд) о нашем концерте. а также статья в журнале "Дойч Курьер" под названием "Русская Эдит Пиаф". Кроме того в настоящее время аккомпанирую вокалисту классического направления - Борису Сорину. С 21.01 2006 года преподаю гитару в Нойсе в музыкальной школе по адресу Markt 17-19.
Кроме того с 2005года сразу же с момента приезда в Германию играю в дуэте с Лауреатом Всероссийского конкурса, профессором домристом Виктором Генриховичем Роммелем - уникальным музыкантом, основателем трёх профессиональных коллективов в Астрахани, Николаеве и Омске, два из которых до сих пор существуют, а так же бывшим солистом муниципального оркестра "Лад" и преподавателем Омского института культуры. Виктор Роммель в настоящий момент проживает в городе Бохум. С Роммелем даём концерты в домах престарелых, в кирхах и каритасах - в Бохуме и Дортмунде.

1 комментарий:

  1. С Виктором Генриховичем Роммелем дружил и полюбил за открытость. смелость и честность. Жили на первом этаже в городе Николаеве в общежитии. Он работал в филармонии рук ансамбля нар инструментов. Помню очень переживал за свою маленькую дочь. Однажды она написала мелодию в тетради и передала папе. Одним словом он был блестящий музыкант и человек с потрясающей харизмой.

    ОтветитьУдалить